Отримуйте інформацію лише з офіційних джерел

Єдиний Контакт-центр судової влади України 044 207-35-46

С.Козьяков: "В этом году Комиссия должна будет принять более 12 тысяч кадровых решений"

26 січня 2018, 09:50

Глава ВККС рассказал, почему сложно прогнозировать точные сроки их проведения и как создание антикоррупционного суда стало политическим вопросом.

Сергей Козьяков: На сроки проведения конкурсов влияет множество нюансов
 

В комментарии «Судебно-юридической газете» глава Высшей квалификационной комиссии судей Сергей Козьяков уточнил планы работы комиссии на 2018 год.

«В этом году Комиссия должна будет принять более 12 тысяч кадровых решений.

Прежде всего речь идет о первичном квалификационном оценивании судей, которое необходимо провести в отношении всего судейского корпуса Украины. Его в целом еще должны пройти около 5,5 тысяч действующих судей.

После того как 29 декабря 2017 года Президент Украины издал Указ о ликвидации, реорганизации старых судов и создании новых, ВККС должна будет принять как минимум 6 тысяч кадровых решений, то есть предоставить судьям рекомендации на перевод в новые суды.

Кроме этого, Комиссия продолжает проведение отбора кандидатов в судьи местных судов, который начался в прошлом году. После отбора состоятся конкурсы в местные суды. Конкурсы эти будут примерно на 1-1,5 тысячи вакансий.

Также, после окончания первого этапа конкурса в новый Верховный суд, и особенно после начала его работы, в Комиссии четко увидели образовавшийся дисбаланс по количеству дел, которые рассматривают разные кассационные суды в системе Верховного Суда. У кассационных административного и гражданского судов оказалось на порядок больше дел, чем у хозяйственного и уголовного судов. Этот перекос исправляется прежде всего кадровым путем. Поэтому актуальным становится проведение второго конкурса в Верховный Суд на более чем 80 вакансий. 

Конкурс на должности судей еще одного суда — Высшего суда по вопросам интеллектуальной собственности, или как его еще называют Высшего ІР-суда, уже стартовал. Сейчас завершается процедура допуска кандидатов к конкурсу и подготовка тестовых и практических заданий для экзаменов. В этом суде, как известно, есть 21 должность.

Мы полагаем, что экзамен для кандидатов можно провести в течение одной недели, и даже за один день, если у нас будет возможность использовать сразу несколько помещений.

Мы хотим, чтобы конкурс в Высший ІР-суд прошел как можно быстрее, то есть не позже первого полугодия 2018 года. Оптимизма нам добавляет то, что при взгляде на работу подобных судов в других странах видно, что это везде успешные проекты. Угрозы для создания данного суда в этом году я не вижу, в отличие от создания Высшего антикоррупционного суда, конкурс на должности судей которого многие хотят видеть уже в этом году.

К сожалению, могу констатировать, что идея этого суда с первого дня стала политическим вопросом. И это плохо, ведь вопросы создания любого суда в системе судоустройства, кроме Конституционного Суда, должны замыкаться исключительно на судебную власть. А у нас вопросом создания целого суда занимаются политики, дипломаты и вообще кто угодно.

Особенно ярко политизированность вопроса создания Высшего антикоррупционного суда проявляется в дискуссиях по поводу отдельных аспектов создания этого суда, конкурса на должности его судей, а также требований к кандидатам. Как правило, эти дискуссии очень далеки от профессионального обсуждения и не несут конкретики.

Показательным является и то, насколько политики сейчас «разбираются» во всех нюансах проведения конкурсов, хотя во время проведения конкурса в Верховный Суд интерес к отборочным процедурам проявлял от силы десяток народных депутатов.

Если рассуждать о конкурсе в Высший антикоррупционный суд, то следует понимать механизмы его проведения: какие этапы необходимы, какие материалы нужно подготовить, сколько времени, например, нужно потратить на подготовку тестов или практических заданий. Многое зависит также и от того, сколько кандидатов подадут свои заявки, каким будет объем их досье. Поэтому уверен, что говорить о сроках проведения конкурса, не зная всех аспектов с ним связанных, непрофессионально.

В отношении Высшего антикоррупционного суда невозможно делать какие-либо прогнозы по поводу того, когда он будет создан, пока не будет оглашен утвержденный парламентом текст закона, после того как его подпишет Президент.

В любом случае, Высшая квалификационная комиссия судей всегда готова к любому эмоциональному этапу в своей работе».